Тревожный тренд в облачном сегменте
Совместное исследование IDC и De Novo продемонстрировало весьма опасную тенденцию в облачном сегменте: украинские заказчики все пристальнее присматриваются к западным провайдерам облачных вычислений, хотя отечественные сервисы по своему качеству не уступают зарубежным. Тем не менее, зона комфорта для украинского бизнеса находится за рубежом. Максим Агеев, генеральный директор De Novo, поясняет в чем, с его точки зрения, причина такого поведения заказчиков.
PCWeek/UE: По итогам последнего исследования IDC, вы негативно оцениваете тот факт, что доля зарубежных облачных провайдеров на локальном рынке серьезно выросла. Чем объясняется такой результат?
Максим Агеев: Причина не в том, что у нас хуже технологии или уровень обслуживания, а в том, что эта перманентная истерика по поводу конфискации оборудования, в том числе разогреваемая СМИ, приводит ИТ-директоров в состоянии иррационального страха. Они хотят защититься от бесконечных конфликтов с силовиками, налоговой инспекцией и т. д. Я считаю, что это очень тревожный тренд, ведь если будет накатана дорога по миграции, а облака — именно тот вид технологий, который позволяет безболезненно мигрировать — то через пару лет нам просто не с кем будет работать. Например, я владею информацией о двух крупных компаниях, которые обсуждают возможность переезда в зарубежное облако. Я понимаю, что невозможно быстро остановить экономический кризис, однако можно остановить беспредел силовиков.
Притом я не понимаю логику конфискации серверов. В ИТ-компаниях сервер — фактически средство производства, это как станки на заводе или турбины на гидроэлектростанции. Ведь никто не конфискует турбины, если предприятие нарушает законодательство, недоплачивает налоги. А серверы вывозят и тем самым блокируют работу датацентра. А ЦОД можно сравнить с неким заводом по производству вычислительной мощности. И конфискуя средства производства (серверы), карательные органы ликвидируют само производство.
Какое отношение имеют серверы к тому, что директор завода проворовался? Подобные привычки вывозить оборудования пришли к нам с тех времен, когда компьютеры были не средствами производства, а скорее средствами коммуникаций. Тогда конфискация имела смысл, поскольку на ПК могла храниться черная бухгалтерия, электронная переписка и т. д. Но мир изменился, а традиции карательных органов остались в 1990-х.
Вместе с тем, я вполне могу допустить, что ИТ-компании тоже могли нарушать закон, как и любой другой бизнес. Но все проблемы надо решать цивилизованно. И самое главное, что такие действия очень сильно разрушают рынок, поэтому необходимы решительные меры и время, чтобы успокоить бизнес-сообщество.
PCWeek/UE: Видите ли вы возможность давить на власть посредством множества общественных организаций с приставкой «ИТ-» с целью предотвратить в будущем конфискацию серверов?
М. А.: До сих пор такое давление присутствовало, и работу эти организации проводили немалую, но реального результата нет. Необходимо отметить, что любой человек отличается определенной инерцией, если он пришел к мнению, что Украина для бизнеса некомфортна, то чтобы его переубедить — потребуется время. И если можно перевести хотя бы часть бизнеса за рубеж, в западный ЦОД — то он это сделает.
Еще пару лет назад IaaS была настолько экзотической технологией, что никто не знал, как с ней работать. Поэтому заказчики обращались к местным провайдерам, таким как De Novo и другие. Ведь мы ближе, к нам можно прийти, и мы научим, покажем, расскажем, и к тому же на родном языке, а не иностранном. Но когда заказчик приобретает определенный опыт, то под давлением кризиса и всяческих страхов, (наподобие прошлогоднего «черного сентября») он может перевести свои данные в западный ЦОД, допустим в Германии или Латвии. И в результате выходит, что мы сами готовим заказчиков, с точки зрения компетентности и опыта, к использованию облачных сервисов за рубежом. Поскольку после получения достаточных знаний в Украине они могут работать с любыми облаками зарубежных провайдеров.
PCWeek/UE: Вы поясняете столь высокий рейтинг Microsoft Azure и Amazon тем, что заказчики не доверяют локальным игрокам?
М. А.: Microsoft — крупнейшая глобальная компания мира, и любой локальный игрок, как правило, проигрывает крупному глобальному вендору, это вполне ожидаемо. Но наибольшую долю рынка — свыше 50% — продолжают контролировать отечественные операторы. То есть, в деньгах локальные игроки пока доминируют. Данный факт говорит о том, что с переездом на зарубежные площадки не так все просто. Но тенденция такова, что заказчик присматривается к зарубежным облакам и постепенно мигрирует туда. И это притом, что пару лет назад такой тренд вообще не просматривался.
PCWeek/UE: Некоторые нардепы и реформаторы-чиновники, да и просто активисты полагают, что современные ИТ-технологии могут значительно уменьшить возможности для коррупции. В частности, среди таковых средств называют миграцию в облака вместо построения датацентров за казенные деньги.
М. А.: напрямую не связываю новые технологии и коррупции, мне кажется, что если люди хотят брать взятки, то будут делать это где-угодно. Но в случае с облаками воровать намного тяжелее, хотя бы потому что здесь отсутствуют капитальные затраты, есть только операционные (относительно небольшая ежемесячная плата). Поэтому в случае применения облаков механизм коррупции будет очень сильно осложнен, по крайней мере в сравнении со строительством госорганами собственных датацентров.
PCWeek/UE: Уже около года вы бесплатно предоставляему облачную площадку для проектов ProZorro, и волонтерский проект igov.org.ua. Планируете ли вы их поддерживать и далее?
М. А.: Мы будем и далее поддерживать проект iGov, поскольку полагаем его очень важным для страны.