О критериях выбора коммерческого датацентра
Геннадий Карпов, директор по технологиям De Novo, первого в Украине оператора коммерческого ЦОД, уверен, что использование услуг коммерческого ЦОД содержит множество преимуществ, в том числе позволяет оперативно решить проблему обеспечения бесперебойности бизнеса.
PCWeek/UE: С вашей точки зрения, какие факторы будут стимулировать развитие рынка коммерческих ЦОД в Украине?
ГЕННАДИЙ КАРПОВ: Спрос в этой области в значительной степени зависит от состояния экономики. Кроме того, важно доработать законодательство в этой области и разделить процессы «выемки информации» и конфискации физических носителей. Однако такими вопросами больше озабочены малые и средние компании.
Крупные компании в любом случае вынуждены работать легально. Поэтому вопросы взаимодействия с правоохранительными органами для них не затрагивают конфискацию серверов. По крайней мере, наши крупные клиенты ни разу не оговаривали во время переговоров риски прихода в ЦОД правоохранительных органов, а малые и средние клиенты в основном покупают у нас услуги облачных вычислений. В любом случае, мне кажется, что тема конфискации серверов немного перегрета.
Кстати, при хранении данных в облаке выемка физического носителя вообще ничего не даст, потому что между информацией и ее физическими носителями лежит 5-7 уровней абстракции. Если разрушить хотя бы один из них, то все данные превращаются в «мусор», причем их не сможет восстановить даже сам владелец облака. Поэтому здесь спецслужбы должны сотрудничать с владельцем облака и четко понимать, что информация и носители в облаке напрямую никак не связаны.
PCWeek/UE: Как влияет на этот рынок тариф на электроэнергию?
Г. К.: Обычно энергоэффективность коммерческих ЦОД выше, чем корпоративных. У нас PUE равен 1,65, это хороший показатель, поскольку в среднем по индустрии для ЦОД такого класса согласно исследованиям Uptime Institute он составляет 1,7~1,8. Кроме того, в нашем случае контрактный PUE жестко фиксируется, все риски, связанные с недозагрузкой датацентра или климатическими экстремумами, мы берем на себя. В то же время энергоэффективность корпоративных датацентров хуже, поэтому рост тарифов на электроэнергию больно бьет по карману владельца. Но в целом я не думаю, что тарифы на электроэнергию могут существенно повлиять на рынок ЦОД в нашей стране.
PCWeek/UE: Отразились ли на рынке коммерческих ЦОД события на Майдане и война с террористами на востоке Украины?
Г. К.: Нынешняя ситуация стимулировала рынок в направлении обеспечения непрерывности бизнеса. Ведь если предприятие не решило такую задачу в минувшие годы, то сегодня решать ее собственными силами уже поздно, поскольку это займет немало времени. Выход состоит в том, чтобы обратиться к внешним ресурсам — коммерческим ЦОД, облакам, консалтингу специалистов. Только тогда бизнес сможет решить эту задачу в течение недели или месяца, вместо нескольких лет. В связи с этим мы чувствуем, что наша компания стала более востребованной.
PCWeek/UE: На какие характеристики, с вашей точки зрения, должен обращать внимание заказчик при выборе коммерческого датацентра?
Г. К.: Во-первых, на технические характеристики ЦОД, включая его месторасположение. Во-вторых, на бизнес-риски, связанные с компанией-оператором, это можно также назвать репутацией оператора. И в-третьих — на ценовую политику оператора и анализ альтернатив, среди которых, например, построение собственного ЦОД.
PCWeek/UE: Как долго обычно длятся переговоры с заказчиками вашего датацентра перед подписанием контракта?
Г. К.: В нашем датацентре сегодня 12 клиентов, но по своему уровню они настолько велики, что могут сравниться с сотней заказчиков других операторов ЦОД. С ними заключены минимум пятилетние контракты, но есть и десятилетние. Поскольку такие контракты определяют развитие ИТ компании на много лет вперед, то и переговорный процесс длится достаточно долго: от 6 месяцев и выше. Ведь в контракте прописывают все детали сотрудничества, такие как курсовые риски, изменения в экономике и прочее. Кстати, самый длительный переговорный процесс у нас занял около двух лет.
PCWeek/UE: Заказчики больше использует ваш ЦОД как основную площадку или как резервную?
Г. К.: Клиенты нам об этом не докладывают, но по той информации, что у нас имеется, значительная их часть (это в основном банки) используют ЦОД De Novo в качестве резервной площадки. Однако через некоторое время, убедившись в надежности нашего ЦОД, они делают «рокировку» — переносят к нам основную площадку, а у себя оставляют резервную. Это неудивительно, поскольку наш ЦОД строили профессионалы, в его безопасность и надежность были вложены очень крупные инвестиции.
PCWeek/UE: Около года назад De Novo заявила о намерении предлагать площадки под размещение отдельных серверных шкафов клиентов, помимо индивидуальных боксов. Насколько такая услуга оказалась востребованной?
Г. К.: Недавно у нас появился первый клиент, который разместил в нашем ЦОД свой шкаф с оборудованием. Кстати, через некоторое время он добавил еще один шкаф. Таким образом, услуга востребована, и число клиентов, очевидно, будет расти.
PCWeek/UE: В свое время De Novo решила не проводить сертификацию Uptime Institute для своего ЦОД. Чем было вызвано такое решение и каково ваше отношение к сертификации в целом?
Г. К.: Мы начали строить наш ЦОД в 2008 году, а в 2010 ввели его в эксплуатацию. На тот момент сертификация Uptime Institute еще не являлась столь распространенной. Даже само словосочетание Uptime Institute было известно разве что профессионалам. Поэтому мы и не ставили перед собой задачу сертификации.
Кроме того, как показало время, в ней нет особой необходимости. Поясню почему. Наших заказчиков можно разделить на две группы. Первая из них ориентируется в принятии решения на своих «коллег по цеху». Иными словами, когда банк видит, что с десяток других банков уже воспользовались нашими услугами, то он просто полагается на их мнение.
Вторая категория клиентов не верит ничему — ни нашим заявлениям, ни сертификатам третьих сторон. Они проводят собственный технический аудит. Мы проходили несколько таких аудитов, в частности аудит проводила компании IBM, а также самый крупный наш заказчик — Raiffeisen Bank Aval. Специалисты из Австрии провели несколько дней на объекте, проверяя соответствие ЦОД всем корпоративным требованиям и политикам. Поэтому, подводя итоги, скажу — если б у нас был сертификат Uptime Institute, то он бы, конечно же, не помешал, но и не помог.
В целом, процедура сертификации не такая уж дорогая: в сравнении со стоимостью всего объекта затраты на сертификат составляют всего несколько процентов. Однако попытка пройти сертификацию серьезно сказывается на сроках ввода в действие всего объекта.
PCWeek/UE: Некоторые эксперты полагают, что сегодня на рынке ЦОД предложение превышает спрос. Это связано с тем, что в минувшем году были построены несколько новых площадок, кроме того, ситуация в экономике оставляет желать лучшего…
Г. К.: Высокая гранулярность рынка не позволяет говорить о таких вещах как недозагруженность или перегруженность. Как я уже говорил, у нас всего 12 клиентов, тем не менее, мы крупнейший игрок на этом рынке.
Рынок крупных клиентов очень дискретный. Больших корпораций в Украине даже не сотни, а лишь десятки. И решение каждого из них строить свой собственный ЦОД или арендовать коммерческий заметным образом сказывается на состоянии всего рынка.
В сегменте хостинговых услуг многие клиенты переходят с аренды физических серверов на аренду облачных ресурсов, поскольку такой подход намного более привлекателен с точки зрения финансовых затрат и технических характеристик. А для оператора это подразумевает консолидацию вычислительных ресурсов и сокращения количества физических серверов в ЦОД, что в целом делает бизнес более эффективным.
Надо учитывать и такой момент: любой новый коммерческий ЦОД после запуска переживает сложный период, поскольку идет накопление критической массы клиентов. Уже запущенный ЦОД нельзя остановить, хотя в первое время он не окупает даже операционные расходы на его эксплуатацию, не говоря уже о капитальных затратах. Отсюда складывается впечатление недозагруженности рынка.
PCWeek/UE: Как развивается ваше облачное направление бизнеса, которые вы анонсировали осенью 2011 года?
Г. К.: Это совершенно отдельное направление деятельности нашей компании. Облако просто арендует один из модулей в нашем ЦОД и потребляет примерно 2% от его общей мощности. Однако в нем мы достигаем очень высокой плотности вычислений. Сейчас облако обслуживает несколько десятков клиентов, причем довольно крупных. Продолжается экспоненциальный рост — ежегодно в 2-3 раза увеличивается денежный поток, генерируемый нашим облаком.
PCWeek/UE: Несколько западных экспертов недавно обнародовали предположения, что технологии построения приватных облаков на сегодня очень сложны, да и сами решения для их развертывания еще очень сырые. Отсюда вывод — только крупная корпорация может позволить себе построение приватного облака. С вашей точки зрения, как долго на рынке еще будет продолжаться такая ситуация? Ведь прогресс не стоит на месте, и рано или поздно заказчик сможет приобрести облако из коробки?
Г. К.: По своим характеристикам публичное облако обладает преимуществами, которые невозможно достичь в приватном. Например, эластичностью. Ведь приватное облако всегда имеет определенный объем ресурсов, который ограничен как сверху, так и снизу количеством приобретенного под него оборудования. Публичное облако с этой точки зрения ничем не ограничено.
В настоящее время мы наблюдаем всплеск интереса к нашем облаку с целью решения задачи непрерывности бизнеса. В том числе в связи с событиями, которые происходят на Донбассе. За последний месяц наше облако приняло порядка 50 ТБ данных от компаний, деятельность которых находилась под угрозой.
PCWeek/UE: Какие критерии важны при выборе облака?
Г. К.: Географическое местоположение — это очень важный критерий. Если для веб-ориентированных приложений достаточно интернета, то для корпоративных задач возникает вопрос выделенных каналов, латентности. Заказчик не сможет построить выделенный канал в облако Amazon или Azure, которые находятся в США. Возможно, он сможет организовать выделенный канал в Польшу или Прибалтику, но его стоимость будет на порядок выше, чем в Украине или в самом Киеве. Что касается латентности (а это один из ключевых параметров при выборе схемы репликации) — то она прямо пропорциональна географическому расстоянию. Географическая близость также важна с точки зрения быстрого переноса большого объема данных. В случае, если облако расположено близко, то данные можно закачать через мощный 10-гигабитный канал. В крайнем случае, их можно принести непосредственно на физическом носителе и прямо на «границе» произвести загрузку или выгрузку.
Техническая поддержка с быстрой реакцией и на родном языке очень важна. Однако многие операторы крупных публичных облаков делают упор на так называемую автоподдержку, включая форумы и перечень ответов на часто задаваемые вопросы. Получение консультанции непосредственно у специалиста ТП стоит отдельных денег. В нашем случае все услуги ТП входят в пакет.